Турбина для ЗИЛа
Состояние отечественного автопрома стало уже притчей во языцех. Спад производства, нехватка оборотных средств, отсутствие инвестиций... Не стал исключением и столичный ЗИЛ. Тем не менее на заводе появляются новые образцы. Одна из таких машин побывала на наших испытаниях. Говорить о революционных изменениях в конструкции зиловских машин не приходится: увы, не те финансовые условия. Поэтому и экспериментальный тягач, о котором пойдет речь, — не более чем одно из возможных направлений развития зиловских «седелок».
О ТЯГАЧАХ СЕРИЙНЫХ...
Для начала — несколько слов о двухосных тягачах, которые сегодня сходят с конвейера. Это, прежде всего, наследник «сто тридцатки» — тягач с архаичным бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10, рассчитанный на легкий полуприцеп полной массой 14,4 т. Замены бензиновой V-образной «восьмерке» пока не предвидится: таким двигателем оснащается подавляющее большинство больших ЗИЛов. Что касается дизельных машин, то они появились в конце 80-х годов. Тогда же, в придачу к обычной кабине (как на бортовом грузовике ЗИЛ-4331), появилась кабина «увеличенного объема» — со спальником. Эти тягачи рассчитаны на работу с более тяжелым полуприцепом (до 18,1 т), а полная масса автопоезда составляет 23,6 т. Мощность атмосферного дизеля ЗИЛ-645 — 185 л.с., коробка передач — 9-ступенчатая. Следующим шагом в расширении гаммы стала адаптация ярославского 195-сильного дизеля и небольшое повышение грузоподъемности: полная масса возросла до 25 т. У машины со «спальной» кабиной колесную базу увеличили до 4500 мм (это позволило отодвинуть седло сцепки назад); появился усиленный, 10-тонный задний мост, шины «подросли» до размерности 10.00 R20, а тормоза получили антиблокировочную систему. Малооборотистый дизель ЯМЗ-236А первоначально устанавливался вместе с «родной», ярославской, коробкой передач. Но затем, после подгонки передаточных чисел, на машины стали устанавливать зиловские 9-ступенчатые коробки — смоленского производства, с повышающей передачей. Кстати, с тех пор на всех ЗИЛах, где устанавливаются 9-ступенчатые коробки, высшая передача стала не прямая, как раньше, а повышающая — независимо от мотора.
...И ОПЫТНЫХ
Вернемся к экспериментальной машине, о которой пойдет речь. Снаружи этот ЗИЛ ничуть не отличается от серийных, да и интерьер не менялся уже лет пятнадцать — с того момента, как появился родоначальник гаммы, грузовик ЗИЛ-4331. Непривычно расположен только пневматический кран стояночного тормоза: он перекочевал с пола на переднюю панель кабины, освободив проход к спальным местам. За основу было взято шасси тягача с ярославским мотором, а главное отличие машины от серийных — новый 210-сильный дизель (его индекс — ЗИЛ-645310) с турбонаддувом и опытная 6-ступенчатая коробка передач. Дело в том, что атмосферный дизель ЗИЛ-645, который сейчас выпускает Ярцевский завод, давно отстает от европейских экологических норм. И хотя процесс пленочного смесеобразования, заложенный в конструкцию, обеспечивает мягкую и сравнительно нешумную работу, он не позволяет применить наддув и, как следствие, сделать двигатель более экологичным. Поэтому в новом дизеле организован процесс объемного смесеобразования с камерой сгорания в поршне и установлен турбокомпрессор. Впрочем, степень унификации с серийным мотором осталась достаточно высокой: с виду новый мотор можно отличить в основном по глубоко упрятанной улитке турбины и видоизмененному выпускному коллектору. Кроме того, уже разработан агрегат ЗИЛ-645320 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением: его планируется сертифицировать на соответствие экологическим нормам Еuro 2. Что касается опытной 6-ступенчатой коробки передач, то здесь стоят новые для ЗИЛа муфтовые синхронизаторы (сейчас применяются так называемые пальчиковые). А главное, эта КПП рассчитана на значительный крутящий момент, который может достигать на входе 90 кгм (существующая коробка для тяжелых ЗИЛов выдерживает только 73 кгм). К тому же в конструкцию коробки заложена возможность пристыковки делителя.
НА ДОРОГАХ
Несмотря на то, что машина несколько недель стояла на холоде и успела основательно промерзнуть, предпусковой подогреватель уверенно зафырчал (а мы и не надеялись!). Недолгий прогрев — и тягач покатил на дороги Дмитровского автополигона. Мы уже писали, что новый двигатель и КПП установили на машину в качестве эксперимента. Но сочетание получилось удачным: замеры показали, что такой ЗИЛ динамичнее, эластичнее и экономичнее серийного, с атмосферным дизелем. Тягач, даже с полностью груженым двухосным полуприцепом ОдАЗ, действительно довольно лихо разгоняется, причем без «провалов» в работе турбокомпрессора. А вот коробка передач откровенно разочаровала. Хотя ходы рычага стали меньше, чем у серийных машин, передачи «втыкаются» с огромным усилием — причем не с первого раза! И это при том, что муфтовые синхронизаторы предполагают легкое и четкое переключение... Словом, смоленскому заводу СААЗ (там будут делать эту коробку) предстоит еще очень большая работа над ней. Во всем остальном ЗИЛ остался все тем же ЗИЛом. Здесь, пожалуй, комментарии излишни: те, кто ездит на этих машинах, прекрасно знают их достоинства и недостатки. Но если у завода все же найдутся средства для модернизации (в том числе интерьера) — водители будут только благодарны.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Конечно,тягачи ЗИЛ — не конкуренты настоящим «дальнобойщикам»: не та грузоподъемность. Их используют, как правило, на менее протяженных маршрутах и в городах. Зато зиловские тягачи — самые дешевые в стране. Наиболее распространенная модель ЗИЛ-442160 с бензиновым двигателем стоит на заводе около 260 тысяч рублей. Модель с атмосферным дизелем, в зависимости от отсутствия или наличия «спальника», — примерно от 330 тысяч до 344 тысяч рублей. Тягач с двигателем ЯМЗ-236А стоит около 360 тысяч рублей. Правда, в коммерческом центре АМО ЗИЛ выяснилось, что двигателей ЯМЗ на заводе нет, и неизвестно, когда будут. Более того, в начале января в наличии были только тягачи с бензиновыми двигателями. Ярцевский моторный завод, где делают «родные» дизели, уже давно чувствует себя не лучшим образом...

Тюнинг


Участники | Лучшие 10 авторов | Участники on-line
При перепечатке материала в любом его виде ссылка на сайт "ВЕРСТА"обязательна !
Сайт создан 1 января 2004 года.
 
Hosted by uCoz